Маршрут выходного дня

         Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных.Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк.

          Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения! Знакомство с историческими объектами позволит Вам организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные “маршруты выходного дня” будут способствовать знакомству детей с историей своей малой Родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут.

Виртуальные путешествия по маршрутам нашей Родины

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник

Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник (белор. Нацыянальны Полацкi гісторыка-культурны музей-запаведнік) — объединение музеев и охраняемых территорий города Полоцка. Заповедник имеет республиканское значение и областное подчинение. Территория заповедника составляет 64,7 га.

В 1968 году Полоцкий историко-археологический заповедник стал филиалом Краеведческого музея. В 1985 году заповеднику был придан статус самостоятельного музейного объединения. В 1990 году было принято Постановление «О Полоцком историко-культурном заповеднике» и утверждено Положение «О Полоцком историко-культурном заповеднике республиканского значения». В 1997 году присвоено название историко-культурного музея-заповедника, с 2004 года — Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Заповедник с его охранной зоной, существующими и будущими музеями является ядром, которое будет способствовать трансформации Полоцка в город-музей. Цель существования музея-заповедника — в охране исторической территории, сохранении, изучении и реставрации памятников, а также приспособлении их под музейные экспозиции.

свернуть

Маршрут выходного дня: «Храм Покрова Пресвятой Богородицы»

Цель:  способствовать формированию интереса к культурно-историческому наследию города  Полоцка. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.Обогащать словарный запас, развивать эстетическое восприятия,эмоциональную отзывчивость.

Тип: семейный маршрут выходного дня.

Вид: пеший, автобус.

Описание маршрута:

Рекомендации для родителей: Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения или вовсе их не знают. Давайте сейчас, вспомним  основные правила и не будем их нарушать.Не спешите,переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход". Из автобуса, выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться.

Обновлённый, в столетья одетый,

Распрямившись и ровно дыша,

Озарив себя праздничным светом,

Вышел Полоцк к гостям не спеша.

В Полоцке сохранились старинные православные церкви, храмы и деревянные дома. На живописном берегу реки приютилась небольшая, но очень уютная и дорогая для жителей храм Покрова Пресвятой Богородицы История её очень печальная и многострадальная но, несмотря на это церковь живет и работает.

Вопросы:

- Чем храм отличается от обычного дома? (Вместо крыши – круглые купола, над куполами – крест, под куполом размещены колокола).

- Для чего люди приходят в храм? (Разговаривать с Богом, молиться).

-  Как узнать православный храм? (На его куполе воздвигнут крест).

- Для чего под куполом церкви размещены колокола? (Звон колокола зовёт людей, христиан, на молитву).

Описание объекта: Покровская церковь, или храм Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в Полоцке в 1781 году при кладбище. Небольшая деревянная церквушка вскоре приобрела большую популярность и стала выполнять роль собора. Но была предпринята попытка перенести Покровскую церковь в стены храма бывшего францисканского монастыря. Однако, храм не захотел становиться православным храмом, его фундамент после переосвящения дал осадку, церковь была объявлена аварийной, а затем снесена. После неудачи с новой Покровской церковью, вспомнили про старую деревянную и вновь ее открыли для прихожан. К сожалению, старое деревянное здание Покровской церкви постройки XVIII века не уцелело и сгорело в большом пожаре.Было решено построить новый каменный храм. К началу Первой Мировой войны храм успели освятить и открыть.В начале 1930-х годов храм закрыли большевики. Церковь была надолго заброшена и ветшала в запустении. Про добротное здание вспомнили после окончания Великой Отечественной войны, когда город лежал в руинах. В стенах храма была открыта кондитерская фабрика, проработавшая до 1960-х годов, когда произошел пожар. Сгоревшую бывшую церковь решили не восстанавливать, а разобрать на строительный материал. В 1991 году встал вопрос о возрождении Покровской церкви. Фундамент был заложен в 1997 году, строительство закончено в 2004-м. Новый храм Покрова Пресвятой Богородицы выполнен в традиционном русском стиле. Белокаменное здание в форме креста с высокими окнами, двухъярусной шатровой колокольней выглядит одновременно скромно и торжественно. Интерьер украшает 3-ярусный иконостас.

Предложите необычную игру «Звучная буква».

Повторяйте  вместе слова стихотворения и на слово «БОМ» хлопайте  в ладоши.

В букве «Б» звенит «БОМ»,

«БОМ», звонко громко – на весь дом.

«БОМ, БОМ, БОМ, БОМ» словно колокол поём.

Спросите ребенка , что он почувствовал? (Радость, хочется петь, качаться из стороны в сторону, лететь как снежинка).

Предложите ребенку пальчиковая гимнастику.

А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:

Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).

Дети строят новый храм

Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)

Он покрасит новый храм (плавные движения руками вверх-вниз)

Совместные "маршруты выходного дня" способствуют  знакомству детей и самих родителей с историей своего города, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут.

свернуть

Маршрут выходного дня: «Борисов  камень»

 

Цель: Формировать представления родителей о том, как можно провести выходной день со своими детьми.расширять и углублять знания о достопримечательностях города Полоцка. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Тип: семейный маршрут выходного дня.

Вид: автобус, пешеходная.

Спросите ребенка «Что мы называем Родиной?» (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Прочитайте стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Место, где мы родились, и есть Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Вспомните  их.

«Нет в мире краше, Родины нашей»,

«Человек без Родины, - что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, - одна у него и Родина»,

«За морем теплее, - а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке - рад своей воронушке»,

«На чужой стороне - и весна не красна»,

«Всякому мила - своя сторона»,

«Везде хорошо, - а дома лучше»,

«Своя земля - и в горе мила».

Расскажите ребенку ,что каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

Задайте ребенку вопрос  «Какие места называются «памятными»? А в нашем городе они есть?

Заинтересуйте ребенка , расскажите , что земля полоцкая полная чудес и каменных загадок. В самом Полоцке есть Замковая гора, где рядом со знаменитым Софийским собором лежит один из так называемых Борисовых камней.

Памятка для родителей по безопасности ребенка на дороге.

Никогда не спешите на проезжей части, переходите дорогу только   размеренным шагом.   Не разговаривайте при переходе дороги, как бы интересна не была тема беседы, тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре перехода.Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где Вам надо, а там, где есть переходы.Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, человек подвергает свою жизнь еще большей опасности.Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение, играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным зрением развито слабее. Приучите их чаще поворачивать голову для оценки ситуации на дороге. Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых.

Описание объекта: В Беларуси есть несколько уникальных памятников, которые называются Борисовыми камнями. Это здоровенные валуны с выбитыми надписями и крестами. Чаще всего на камне высечен текст «Господи, помоги рабу своему Борису». Камни названы в честь полоцкого князя Бориса, который правил в 12 веке. В стране их осталось всего лишь несколько штуки. Один из них находится в Полоцке.

Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета Вверху, по сторонам креста, также высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает».

Как появились эти камни, по какой причине — до сих пор неизвестно. Некоторые эксперты считают, что таким образом в древние времена отмечали маршруты торговых путей. Другие уверены, что это были священные камни язычников, а крест был выбит уже после принятия православия. Борисов камень в Полоцке хранит в себе много необъяснимого и загадочного. Кто-то верит в его целительные свойства, кто-то — в то, что камень исполняет желания. Но в то, что камень обладает особой энергетикой, убежден каждый.

Примечание!!! Не забудьте сделать красивые запоминающие фотографии для семейного альбома.

Рассмотрите сделанные фотографии. Постарайтесь обобщить и систематизировать полученные знания. Предложите детям нарисовать яркие моменты экскурсии.

 

свернуть

Маршрут выходного дня: Памятник «Географический центр Европы» в Полоцке

 

Цель: Цель: воспитание у детей патриотизма, уважения и интереса к истории родного края.

Тип: семейный маршрут выходного дня.

Вид: пеший, проезд городским автобусом – маршрут  № 1 остановка «Вокзал».  Продолжительность: 30 – 40 мин (пеший)

Протяженность: 1км.

Маршрут:  Памятник «Географический центр Европы» в Полоцке                                   

                               Уважаемые родители!

Самый счастливый день — это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне. В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Чем можно заняться в долгожданный  выходной день? Предложите ребенку вместе пройтись  по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:

Есть у каждого на свете свой родимый уголок.

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала и печалилась порой,

Если мама после сада нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше и проснулся интерес:

Про родной и славный город разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…

Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им, нашим городом  родным!

По пути маршрута предложите  поиграть в словесную игру «Подбери слово».  Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например,  магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный),  памятник, скамейка, река…

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

ОБЪЕКТ : «ПЕРЕКРЕСТОК»

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА»

А  на улице у нас,

Здесь у перекрестка,

Точно зебра в самый раз-

Переход в  полоску.

ОБЪЕКТ : «ПРОСПЕКТ ФРАНЦИСКА СКАРИНЫ»

На проспекте Ф. Скорины, который является гармоничным окончанием улицы Гоголя, расположился  памятник Франциску Скорине. На сегодняшний день Полоцк, как ни один другой город может гордиться наибольшим количеством архитектурных и памятных мест. Пройти этот памятник стороной и оставить его незамеченным - практически невозможно , имея общую высоту 12 м., он несомненно приковывает взгляд людей. Пожалуй, это один из самых больших памятников Полоцка, над работой которого трепетно трудились скульпторы: И. Глебов, А. Глебов, В. Морокин и А. Заспицкий. Установленный в 1974 году в знак благодарности и уважения современников Великому земляку, монумент украшает город и напоминает полочанам о вкладе философа в историю ВКЛ и Европы. Тот факт, что его отец - полоцкий купец Лука Скорина, подчеркивает корни первого белорусского книгопечатника. "Псалтырь" - первая печатная книга Беларуси, написанная Ф. Скориной. А теперь, его книги хранятся во многих известнейших библиотеках Праги, Вильнюса, Лондона. Любоваться на памятник - одно удовольствие: спереди - фонтан с романтичными скамейками, а сзади - мини-парк, уединенный и слегка драматичный.

Можно пройти по набережной реки. Полюбуйтесь природой. Спросите у ребенка название реки. Обратите внимание на плавающих по реке птиц. Загадайте ребенку загадку про уток:

Вдоль по реке, по водице плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет, за собою их ведет.

Весел нет у малых лодок, а кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед всю ватагу поведет.

Отдыхая на лавочке набережной,  предложите ребенку поиграть с вами в игру «Назови ласково» (например, «город-городок,  дом-домик, сад-садик и т.д.)

Объект: ПАМЯТНИК «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕВРОПЫ» В ПОЛОЦКЕ.

Памятник «Географический центр Европы» в Полоцке был торжественно презентован жителям и гостям города 31 мая 2008 года в рамках празднования Дня города. Авторами памятного знака являются архитектор Иван Боровик и скульптор Александр Прохоров.

Официальное название композиции – памятный знак «Полоцк – географический центр Европы». В основании скульптурной композиции находится роза ветров с обозначением сторон света. На следующем уровне показано Северное полушарие земли. Здесь развернута карта Европы, чей центр и был определен. Символические дуги-меридианы украшены гербовым отличием Полоцка – трёхмачтовым корабликом, который преодолел немало преград на пути из варяг в греки. Надпись «Географический центр Европы» переведена на пять языков: с севера – на шведском, с востока – на русском, с юга – на греческом, с запада – на английском и по кругу – на белорусском. Кроме того, на специальных табличках обозначены координаты крайних точек Европы и её центра: 55 градусов 30 минут северной широты и 28 градусов 48 минут восточной долготы.

Географический центр Европы был обнаружен с помощью современных компьютерных программ белорусскими учёными Алексеем Соломоновым и Валерием Аношко под руководством Бориса Фурмана. В результате было установлено, что географический центр Европы располагается в 48 километрах к юго-западу от Полоцка, вблизи озера Шо. Российские учёные подтвердили расчёты белорусских коллег и согласились с их методикой определения границ Старого Света. Правда, сам памятный знак был установлен в Полоцке, а не вблизи озера Шо, но значимость события это никак не умаляет.

Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего.

Было ли интересно?

Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз?

Хотел бы он посетить другие памятные места?

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки.

свернуть

Маршрут выходного дня: «Памятник букве "Ў"»

Поинтересуйтесь у ребёнка: "Что ты знаешь о буквах? Какие они бывают?"

Информация о памятнике:

Эта уникальная буква, ставшая символом белорусского алфавита, состоящего из 32 букв, имеет 22 порядковый номер. Такой буквы нет ни в одном алфавите мира. По статистике, проведенной учеными-лингвистами звук, обозначаемый у кратким, встречается в белорусской речи чаще всего. Именно он придает речи мягкость и мелодичность.

Автор памятника самой белорусской букве – выдающийся скульптор, доцент кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Финский.

Памятник сделан в виде стелы, на которой запечатлена буква Ў, а также весь белорусский алфавит. Стела может также служить солнечными часами. Когда выдается погожий день, по этим солнечным часам можно определять время суток.

 

свернуть

Маршрут выходного дня: "К Кургану Славы"

Предлагаем вам маршрут выходного дня.
Возраст детей:  3-6 лет
Участники проекта:  дети,  родители.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по
маршруту.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь,
мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили
память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в
фильмах, в городах поставлены памятники).

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших
солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают
минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?
 Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический
ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-
либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как
правило, длится менее одной минуты).
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко
положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при
подготовке).

Информация о достопримечательности

Курган сооружен из пепла сожженных деревень и из земли с братских могил и с полей сражений. В нем покоится земля из крепости-героя Бреста и других районов Белоруссии, а также с Ольшанского кладбища в Праге, где захоронены советские воины-освободители. К этому холму приходят благодарные потомки солдат и мирных граждан, чтобы почтить память героев войны и поблагодарить их за счастливую мирную жизнь. Курган символизирует братскую могилу воинов и мирных жителей, погибших в Великую отечественную в разных частях Беларуси.
 
Желаем вам приятно провести время!
А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы
предлагаем Вам   дополнительный материал для беседы с ребенком.
 
 

Про войну и победу

(Белозеров)

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Никто не забыт 

(А. Шамарин)

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Вот и настал великий День Победы!
На нашу Землю мир пришёл.
Остались позади все горести и беды,
Но наш солдат покоя не нашёл.
Давно низвергнуты фашистские знамёна,
По Красной площади парад прошёл;
Давно уж отгремел салют Победы,
Но наш солдат покоя не нашёл.

свернуть

Маршрут выходного дня: «Домик Петра I»

Домик Петра І является одним из древнейших образцов гражданской архитектуры Полоцка.

 За свою многовековую историю оно сменило не одного владельца и после каждого из них оставались следы проведенных ими ремонтов, причём порой настолько значительных, что они в корне изменяли первоначальный облик и планировку постройки.

До сих пор настоящим раритетом здания являлись старинные резные филёнчатые двери в «сарматском стиле», литая чугунная плита с готическим узором и кованый козырёк над входом.

Несмотря на то, что постройка расположена в центре города и что ее окружает ореол тайны, связанной с легендой о пребывании в нём известной исторической личности,

Домик Петра І и его территория практически не изучены. В период постройки этого здания, согласно записке, обнаруженной петербургским историком город переживал значительный упадок, и в нём было много «худых» дворов. Окончившаяся в 1668 г. русско-польская война, войны со Швецией, как и общая внутренняя экономическая и политическая нестабильность, разруха в Речи Посполитой привели к тому, что к нач. XVIII в. население Полоцка значительно сократилось, а сам город так и не оправился полностью от военных действий. Многие «пляцы» пустовали, улицы постепенно утратили имевшееся благоустройство, а сотни зданий требовали ремонта. Поэтому приехавшему 12 июня в 1705 г. русскому царю с большим трудом удалось расквартировать войска. Сам же Пётр I прибыл по Двине от Суража, а остановился у иезуитов в кельях Спасского монастыря

Поскольку прямых удобных водных путей к монастырю не было, ибо Полота была извилиста и неудобна для прохождения даже не больших кораблей, то быстро добраться до него можно было только посуху, высадившись на берег. Одним из мест высадки была территория восточнее Богоявленского монастыря, где был первый «взвоз» от реки, расположенный на укреплённой части Великого посада. Таким образом, будущий Домик Петра I оказался на пути следования русского царя в монастырь, где иезуиты приготовили для него кельи, и император мог зайти в это здание ненадолго, пока шла выгрузка с кораблей и формировался обоз.

На возможность посещения русским царём этого дома указывает также расположение его близ Двины, почти у самого «взвоза» от реки у линии укреплений посада.

Царь Петр был известен современникам своей не любовью к высоким потолкам и обширным комнатам для жилья. Эта черта характера русского царя во многом обусловлена его жизнью в помещениях кремлёвских дворцов сих низкими сводами и тесными палатами.

Поэтому для своего жилья он всегда предпочитал небольшие дома и помещения. Это здание могло приглянуться ему и наличием элементов «голландской архитектуры» в его убранстве.

Он любил всё голландское за искусное сочетание нарядности и практичности. На фоне стоявших по обеим сторонам дороги деревянных, плохо ухоженных построек полоцких мещан, этот кирпичный дом выглядел весьма необычно и представительно.

Петр был известен современникам своей нелюбовью к высоким потолкам и обширным комнатам для жилья.

 Эта черта характера русского царя во многом обусловлена его жизнью в помещениях кремлёвских дворцов сих низкими сводами и тесными палатами. Поэтому для своего жилья он всегда предпочитал небольшие дома и помещения.

Какое-то время в нем располагалась детская библиотека имени Льва Толстого. Тогда перед домом и появился памятник известному русскому писателю.

С 1998 года в домике Петра I открыта стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской, или Возвращение в Полоцк начала XX века». Это первая выставка в Беларуси, которая посвящена истории одной улицы.

свернуть

Маршрут выходного дня: "Софийский собор"

Экспозиция музея размещается в Софийском соборе, памятнике архитектуры середины XI — середины XVIII веков. Музей открыт для посещений в 1987 году. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры самой древней каменной постройки на территории современной Беларуси, о многочисленных перестройках, ремонтах и последней реставрации памятника. В Софийском соборе можно увидеть фрагменты кладки ХІ века, практически полностью сохранившийся фундамент, а также фресковые росписи конца ХІ в. Концертный зал в Софийском соборе открыт в 1983 году, рассчитан на 304 места. В концертном зале ежегодно проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (апрель) и Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь). Традиционно по воскресеньям проводятся органные концерты в исполнении солистки концертного зала, лауреата международного конкурса, заслуженной артистки Республики Беларусь Ксении Погорелой.

свернуть

Маршрут выходного дня: Художественная галерея"

Художественная галерея Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника – это цельный художественный комплекс, рассказывающий о культуре и искусстве Беларуси, начиная с XI века по сегодняшний день. Размещается она в одном из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который был открыт в 1580 году.  

У Двины и Полоты стоит Полоцк. Посети его, и ты станешь молод!

Уникальная экспозиция галереи знакомит с историей города и всей Беларуси через произведения искусства, как культового, так и светского характера. Коллекции культового прикладного искусства XII–XIX вв., иконописи XVIII–XX вв., светской портретной живописи XVIII в., изобразительного искусства Беларуси ХХ в. повествуют, в первую очередь, об исключительных особенностях исторического развития территории нашей страны. А не  имеющая аналогов в мире стационарная выставка «Стенопись XII–XIX веков Спасо-Преображенского храма в Полоцке» подчеркивает особую роль в этом развитии людей, которые с ранних веков прославляли город.           

У истоков Полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Выдающийся памятник средневековья связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиней, взявшей на себя труд несения христианской веры, просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря.

Открывшаяся в 2014 году экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви XII века Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке, сохранившимися и дошедшими до нас через девять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений,  как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам.

Подробно, с помощью наглядного материала и видеофильма, размещённых в экспозиции, можно познакомиться с уникальным реставрационным методом, позволившим раскрыть фресковые росписи  XII века,  и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники в залах Художественной галереи.

В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать её.

В экспозиции «Иконописи Беларуси XVIII-XIX вв. можно увидеть жемчужины истории Полоцка и уникальные произведения униатской иконописи - шесть икон, продолжительное время находившихся в иконостасе Софийского собора. Они являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерны черты синтетического искусства, где соединены живопись, резьба, чеканка.

Чудо Георгия о змие. XVIII вЧудо Георгия о змие. XIX в. Оклад. Троица ветхозаветная. XVIIIв.

Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в. в экспозиции представлена культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв.

Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в., в хронологическом порядке даёт представление об этапах его развития.
В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности.

Можно увидеть живописные работы 1930-40 х годов, таких художников как В.К.Бялыницкий-Бируля и Я.Н. Дроздович, познакомиться с творчеством  художников «соцреализма», «сурового стиля», «семидесятников», многогранным искусством 1990-х гг. 

В.К.Бялыницкий-Бируля, «Калужница зацвела.», 1940 г.     Я.Н. Дроздович, «Пейзаж с поездом.», 1937 г.

А.С.Корженевский, «Полоцкий нефтестрой.», 1958 г.

 В. К. Цвирко.,«Красная крыша.», 1980 г.                                                                            С. А. Гриневич, «Рыба.», 1996 г.

В экспозиции отдельным блоком представлено исследование творческого становления художников, чей путь  в искусстве тесно связан с Полоцком. Это Н.Счастная, С.Тимохов, В.Васильев, А.Коновалов, О.Ладисов, О.Елизаров и др.

Н.И.Счастная, «Моё рождение», 1980 г.                А.В.Коновалов, «Оттепель», 2000 г.                       С.А.Тимохов, «Нести свой крест» 1990 г.                  

Художественная галерея предлагает своим постоянным посетителям встречи с белорусским и зарубежным искусством на проводимых в ней сменных выставках и арт-проектах. 

Не остаются без внимания и самые маленькие посетители. В галерее проводятся музейно-педагогические занятия, на которых дошкольники и младшие школьники знакомятся с разнообразием видов и направлений в изобразительном искусстве, имеют возможность прикоснуться к тайнам создания художественного произведения и попробовать себя в качестве художника.

Для желающих быть обладателями работ белорусских художников в галерее открыты двери Художественного салона, где представлены произведения, различные как по технике исполнения, так и по направлению: от живописи и скульптуры до авторской одежды и сувениров. Посетители салона всегда могут выбрать работу в личное собрание или подарок, при необходимости сотрудники галереи готовы оказать консультативную помощь по всем интересующим вопросам.

свернуть

Маршрут выходного дня: "Природно-экологический музей"

Идея мирового Дерева Жизни - одна из самых древних в мире. Соответственно славянской мифологии Дерево Жизни стоит на околице Вселенной, его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому Дереву опускаются и поднимаются боги и по нему можно проникнуть в другие вселенные.

Это идея выражала суць человека и вселенной, смысл его земной и божественной природы. Винтовая лестница, сконструированная в центре здания, символизирует Дерево Жизни, путешествие по которому позволяет нам заглянуть в другие "миры" природы и экологии.

"Экологические знания - это лестница, которая соединяет в единый союз Земли, Неба и Человека" (Юрий Бондарев).

Экспозиция музея расположилась в здании бывшей водонапорной башни, построенной в 1953 г. Высота постройки 32,7 м, диаметр 8 м. Экспозиционная площадь 300кв.м, экспонируется более 1000 предметов естественно-исторической коллекции.

свернуть

Маршрут выходного дня: "Музей средневекового рыцарства"

Отражение эпохи рыцарства

От слов «история», «средневековье» и «рыцари» Вас бросает в приятную дрожь? Отправляйтесь на улицу Энгельса, 3 и будет Вам счастье! Полоцкий музей средневекового рыцарства готов приоткрыть занавес исторических событий и неразгаданных тайн прошлых лет.

Предметы быта, оружие, орудия пыток (целая комната пыток!) и соответствующее музыкальное сопровождение превратят каждого в настоящего рыцаря или средневековую барышню. Только не пугайтесь, если вдруг перед Вами появится один из князей, поскольку анимационное сопровождение – распространённая здесь практика.

Музей предлагает аудиогида, а особым везунчикам посчастливится послушать захватывающие рассказы основателя музея, которые увлекут даже тех, кто, в общем-то, и далёк от истории. Посетители отмечают, что внутри чувствуется некая любовь к музею и трепетность к деталям так, будто всё сделано «с душой». Так же, частный исторический центр привлекает горожан и гостей города своей простотой и довольно неформальной обстановкой. Здесь Вы можете вдоволь повеселиться и сфотографироваться вместе с рыцарями. Примерить шлем, перчатки и приобрести оружие для фотосессии, - всё это входит в список возможностей совершенно бесплатно. А заплатив 1$ (банковские карты принимаются), смело отправляйтесь во внутренний дворик и постреляйте из настоящего средневекового лука!

Когда познакомитесь с музеем поближе, не спешите уходить, а загляните в сувенирную лавку и прихватите пару талисманов и амулетов ручной работы.
свернуть

Маршрут выходного дня: "Музей традиционного ручного ткачества Поозерья"

Музей ткачества – это своеобразный уголок белорускости, национальных обрядов, сакральных знаний. Музей откроет своим посетителям секреты выращивания и обработки льна в конце XIX – начале XX вв. на территории Северной Беларуси, расскажет о самом распространённом и древнем виде народного декоративно-прикладного искусства – ткачестве. Увидев узоры на тканых и вышитых изделиях, вы откроете для себя бездонный источник культурного и исторического наследия. Ждём Вас в музее!

В Белоруссии ткачество известно с глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Ткачество — наиболее распространённый вид народного декоративно-прикладного искусства. Музей традиционного ручного ткачества Поозерья открылся в декабре 1998 года.

 

свернуть

Маршрут выходного дня: "Детский музей"

Экспозиция Детского музея размещается в здании, являющемся памятником архитектуры конца XIX — нач. XX веков. Музей входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (НПИКМЗ). Открытие музея состоялось 28 мая 2004 года.

Идея создания Детского музея принадлежит Т.А. Джумантаевой (работала в должности директора Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника с 2012 по 2022 годы).

Авторами художественной концепции музея являются С.А. Клецов (г. Минск, 2004 г.), Е.О. Строганова (г. Новополоцк, 2018 г.).

Над проектом и созданием экспозиции работала творческая группа в составе Н.А. Андреевой, Т.Р. Смирновой, Л.В. Ласточкиной, Е.А. Ушаковой, Е.С. Авласенко.

Экспозиционная площадь музея — 208 м.кв. В экспозиции представлены коллекции (930 предметов) из музейного собрания НПИКМЗ.

В первых двух залах представлены 8 коллекций (часы, весоизмерительные приборы, поддужные колокольчики, звуковоспроизводящие аппараты, фотоаппараты, самовары, марки и открытки). 

         

         

Детей старшего дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста мы через диалог погружаем в исторический контекст представленных предметов (рассказываем об истории изобретения предметов и это помогает ребёнку увидеть роль человека в усовершенствовании предметного мира). Для семейного посетителя мы предлагаем путеводители, дополнительную информацию на информационных листах.

        

Наш музей интересен ещё и тем, что в нём каждый желающий может презентовать свою коллекцию. Эта форма работы даёт возможность раскрыть личность ребёнка, придать значимость его увлечению, показать взрослым, как можно работать с ребёнком в Музее по материалам, представленным на выставке. 

Тема экспозиции третьего зала «Путешествие с книжной закладкой» посвящена детской книге и игрушке. Экспозиция решает несколько задач: 

  • организация музейного пространства, способствующего развитию интеллектуальных, творческих способностей, эмоций и чувств, познавательных процессов, а также нравственных основ личности;
  • формирование интересов к осознанному чтению, воспитанию в ребёнке компетентного слушателя, читателя;
  • привлечение внимания родителей, педагогов к проблеме детского чтения.

Поэтому в экспозиции вы увидите книги известных детских писателей (А.Л. Барто, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Н. Толстого), сборники стихов и сказок.

Тематические комплексы первого зала: «Книги и игрушки детства», «В мире сказок», «Идём в школу с Буратино».

 В экспозиции книга соседствует с понятным, необходимым ребёнку предметом — игрушкой. Они не спорят, они дополняют друг друга. В этом музейном игрушечном мире детям будет интересно собрать пирамидку, отгадать загадку, полистать понравившуюся книгу. 

Комплекс «Приключения и путешествия», даёт возможность узнать об эпохе Великих географических открытий, о загадочной Антарктиде и о полочанах, участников советских антарктических экспедиций. 

        

Сотрудники Детского музея стараются создавать условия для самовыражения каждого ребёнка и выполнять свою миссию — приносить детям радость, способствовать формированию ценностных установок, мировоззрения. 

Своеобразной визитной карточкой музея стали скульптуры Павла Войницкого «Школяр» (2004 г.) и «Девочка с солнечными часами» (2005 г.)

свернуть

Маршрут выходного дня: "Краеведческий музей"

Пеший маршрут для детей дошкольного возраста

Краеведческий музей самого древнего белорусского города размещается в бывшей лютеранской кирхе, памятнике архитектуры неоготики, который был построен в 1888 г. Музей основан и открыт в 1926 г. В течение последних лет экспозиция несколько раз перерабатывалась. Сегодня почти 1500 интересных музейных предметов отражают важнейшие страницы истории города.

Наиболее древние следы деятельности первобытного человека на Полоцкой земле относятся к эпохе мезолита. В экспозиции представлены материалы археологического исследования одной из мезолитических стоянок (Семёнов хутор). Это разнообразные кремневые орудия труда небольших размеров: ножи, скребки, наконечники стрел. Экспонируются здесь и случайно найденные предметы: бивень мамонта, орудия труда эпохи неолита и бронзового века. Памятники железного века в экспозиции представлены в основном изделиями из кости, среди которых проколки, амулеты, качадыки, шпильки.

Полоцк возник на левом берегу реки Полота, на месте поселения балтов раннего железного века. С течением времени около городища вырастали посады, а во второй половине X в. укреплённый детинец был перенесён на высокий правый берег реки Западная Двина. Представление о древнем поселении и городе XII в. дают диорамы, где точно отражена топография Полоцка. Материалы исследования археологических памятников повествуют о занятиях населения того времени, торговых связях Полоцкой земли. В экспозиции представлены изделия гончаров, косторезов, кузнецов, ювелиров и других ремесленников, свидетельствующие о высоком уровне мастерства наших предков. Свидетельством международных торговых связей являются арабские куфические дирхемы, раковины каури с Мальдивских островов Индийского океана, стеклянные бусы и браслеты из Киева, янтарь из Прибалтики.

Целостность и независимость Полоцкого княжества необходимо было всё время охранять, часто с оружием в руках. Поэтому в музее широко представлены предметы военного назначения: боевые топоры, навершия булав, наконечники стрел, кольчуга и меч древнего воина X в.

В начале XIV в. Полоцк вошёл в состав Великого Княжества Литовского, а в 1579 г. – Речи Посполитой. Материалы экспозиции рассказывают о наиболее ярких страницах истории города этих периодов: участие полочан в Куликовской и Грюнвальдской битвах, присвоение городу магдебургского права, захват Полоцка войском Ивана Грозного во время Ливонской войны, штурм города войсками Стефана Батория, появление в Полоцке иезуитов и представителей других орденов католической церкви.

После трёх разделов Речи Посполитой Полоцк вошёл в состав Российской империи. В разное время он был центром губернии, наместничества, уезда. Все эти факты административных разделов отражены в документах, картах, геральдических и нумизматических материалах, представленных в экспозиции.

Во время Отечественной войны 1812 г. территория Полоцка стала ареной военных действий. В экспозиции помещены портреты полководцев, военное снаряжение и одежда, копии картин художника П. Хесса с изображением боёв под Клястицами и в Полоцке. Вызывают интерес образцы оружия того времени: пистолеты, тесаки, сабли.

В XIX–начале XX вв. Полоцк стал уездным городом. Характерной чертой этого периода было появление ряда небольших заводов и фабрик. Толчок развитию экономики дала прокладка сначала Риго–Орловской, а затем Николаевской железных дорог. В экспозиции представлены документы, образцы продукции фабрик, предметы быта, подборка почтовых открыток начала XX в. с видами города.

Революционные события 1905 г., Первая мировая война и немецкая оккупация Полоцка в 1918 г. представлены в музее диорамами, картами-схемами, военным снаряжением, оружием, коллекцией бонистики и наградами русских и немецких офицеров и солдат.

После частичной реэкспозиции в 2006 г. появилась возможность по-новому показать жизнь Полоцка в 1920–1930-е гг. Большая коллекция бонистики, документы, фотографии, оружие, предметы быта, печатные и периодические издания, переданные или непосредственно самими участниками тех событий, или их родными, позволяют познакомиться с особенностями политической, экономической, социальной и культурной жизни города в 1917–1941 гг. Ценной и интересной является коллекция материалов, предоставленная Почётным гражданином г. Полоцка П. И. Дейнисом, а также документы, которые отражают политику сталинской диктатуры.

О событиях послевоенного времени и превращении Полоцка в крупный промышленный центр белорусской республики рассказывают материалы стационарной выставки «Почётные граждане города Полоцка», ставшей своеобразным продолжением постоянной экспозиции музея. Личные вещи, документы, награды, фотографии полочан раскрывают не только биографии выдающихся личностей, но и дают представление об экономическом и социально-культурном развитии Полоцка второй половины ХХ - начала ХХІ вв.

свернуть

Маршрут выходного дня: "Музей боевой славы"

 

Возраст детей: старший 5-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Уважаемые родители!

Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших предков.

Музей боевой славы хранит память об истории Полоцка и судьбах полочан в Великой Отечественной войне: о героической обороне Полоцка, о жизни и борьбе в оккупации, об освобождении города в 1944 году, о полочанах – участниках великих сражений. 

свернуть

Маршрут выходного дня: "Музей-квартира Героя Советского Союза Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко"

 

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший 5-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Уважаемые родители!

Ежедневно по улицам города едет большое количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как педагоги, так и родители. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Рекомендации для родителей: 

При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

    Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить тех, кто сражался за освобождение нашей страны от фашистов? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

    Спросите у ребенка «Что такое музей? Для чего их создают?» (слово "Музе́й" (от др.-греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музеи бывают разные: краеведческие, этнографический, зоологический и т.д.

Вот и мы сейчас пришли в Музей-квартиру Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко который был открыт 3 июля 1987 года. Экспозиция разместилась в одной из комнат дома, где с 1975 по 1980 гг. проживала Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко – почётный гражданин г. Полоцка, санинструктор стрелковой роты, спасшей жизни десяткам бойцов и командиров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

   Музей рассказывает о детстве и юности З.М. Туснолобовой-Марченко, её участии в боях Великой Отечественной войны, лечении в госпитале № 3861, даёт представление о семейной жизни и общественной работе героини. В музее можно увидеть документы, фотографии, личные вещи и награды З.М. Туснолобовой-Марченко. Среди наград наибольший интерес представляет медаль Флоренс Найтингейл, присуждаемая Международным Красным Крестом. З.М. Туснолобова-Марченко — третья женщина Советского Союза, удостоенная этой награды.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Маршрут выходного дня: "Памятник освободителям Полоцка".

Возраст детей: старший 5-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду,  фотоаппарат или мобильный телефон.

Рекомендации для родителей:

При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Полоцк есть памятники?»

Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место.

Памятник «Освободителям Полоцка» установлен в 1981 году на площади Свободы. Это памятник нашим землякам в честь освободительной операции города от немецких оккупантов. Эта операция проводилась с 29 июня по 6 июля 1944 года войсками 1-го Прибалтийского фронта. Также она имеет название 5 сталинский удар, или более известное – операция Багратион. Советские войска проявили героизм и отвагу, вследствие чего, враг был отброшен на 130 км. Тем самым был освобождён Полоцк, окрестные территории. Наши войска завладели важнейшими объектами инфраструктуры: дороги, железнодорожные пути, мосты.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

 

свернуть